Немного про детство в Японии

1 июня отмечается Международный День Защиты Детей. Отличный повод рассказать о том, что такое японское детство. Основная стратегия воспитания детей в Японии называется Икудзи. По её канонам до 6 лет ребёнок живёт на правах императора: его не ругают, ему не мешают, удовлетворяют его желания. Смысл в том, чтобы дошкольник сформировался уверенным в себе. Найти грань между балованием и неограниченностью – то ещё искусство. Особенно сложно её найти, если речь идёт о первом сыне. Это будущий наследник, поэтому отношение к нему всегда особое. Ещё один фактор сложности не избаловать – воспитанием часто занимаются бабушки и дедушки, которые во всех странах относятся к внукам с безграничной любовью.


Традиционно мама не расстаётся с детьми: маленьких носят с собой, кто постарше идёт рядом. Причины здесь как в традициях быта, так и в стоимости нянечек. В любом случае, привязанность к мамам формируется очень сильная.

В семье поддерживается традиционный уклад: муж зарабатывает, жена содержит дом и заботится о детях. Оба служат примером для детей. Если надо чему-то научить – показывают сами. Младшие уважают старших и берут с них пример. Все члены семьи имеют право голоса. Конечно, мнение детей может не учитываться, но его спросят.

Если оба родителя вынуждены работать, с 3-х месяцев ребёнка можно пристроить в ясли, с 3-х лет – в детский сад. Особенность Японии – детские сады под патронажем Университетов. Если удаётся попасть в такой, то потом дорога в Университет открыта. В таких садах ребёнка приучают к правилам и коллективности сразу.


В 6 лет ребёнок отправляется в школу, и нежное детство заканчивается. В школе ребёнка ждёт знакомство с дисциплиной, иерархией и необходимостью работать. Вчерашние императоры, привыкшие к неприкосновенности личной свободы, испытывают шок, но выбора у них нет. Им объясняют правила и приучают их выполнять. Первоочередная задача – научить жить в обществе, а уже потом – привить знания. Следующие 10 лет дети делают то, что говорят родители и учителя. Судя по творческим и технологическим успехам японцев, такой подход не сильно вредит креативности. Скорее вредит оборотная сторона «выравнивания» детей для общества – ребёнок, слишком отличающийся от других, становится объектом насмешек. Выравнивание учеников в правах является причиной использования школьной формы. Правда, лазейки есть везде: элитные дети носят форму из дорогих тканей. Что действительно одинаково – так это нагрузка. С 15 лет ребёнок считается готовым стать адекватной частью общества и самостоятельно выбрать жизненный путь. Поэтому к возрастающей нагрузке в школе добавляется подготовка к будущей специальности и поступлению в ВУЗ.

Увы, идеальных схем нет: не все родители справляются с приручением школьников, не все школьники находят свой жизненный путь. Но, в целом, успехи Японии показывают, что их методика имеет право на существование.

Кстати, в Японии два дня ребёнка: в начале марта поздравляют девочек (с выставлением игрушек на почётные места), а в начале мая – мальчиков (почётные места занимают солдатики). В обоих случаях дети показывают своё понимание собственной роли в обществе, вкус, увлечения.

ВСЕ НОВОСТИ