Японская чайная церемония

Любой разговор о Японии будет неполным без упоминания чайной церемонии. Действо это совершенно особенное, схожее одновременно с театром и духовным служением. Как и сам напиток, культура его употребления в Японию попала из Китая. И распространилась по островам, оформившись в десяток вариаций.


Культура чаепития зародилась в буддийских храмах, когда отвар помогал монахам в медитациях. Произошло это ещё в VII-VIII веках и потребовалось около пятисот лет, чтобы эта практика стала общенациональной. По мере того, как роль религии у знатных особ приобретала вес, в их быт проникали элементы монашеской жизни. В XII столетии случился прорыв: почти легендарный Эйсай поднёс сёгуну Минамото-но Санэтомо книгу о том, как чай может способствовать долголетию. В следующем XIII в. о нем уже знали и уважали все, кто мог его себе позволить. Сёгуны и самураи съезжались на турниры, где не хуже французских сомелье состязались в определении происхождения чая по вкусу и аромату. Климат не обижал урожаями, изобилие открыло к некоторым сортам доступ и для людей низших сословий. Они турниров не устраивали, но с удовольствием подражали знати, собираясь семьями попить классический вариант или заваривая что-то особое, дабы уважить дорогих гостей.


Буддийский монах по имени Даё решил, что в некогда ритуальном действии немыслим хаос, и ввёл первые правила. Его ученики не стали строго держаться нововведённого канона и принялись менять процедуру по своему разумению, сохраняя общую концепцию. Желая дистанцироваться от самурайских состязаний, в основу заложили четыре ориентира: ва — гармонию, кэй — почтительность, сэй — чистоту, дзяку — покой. И здесь произошёл забавный конфликт интересов богатых людей: правила толкали к аскетизму, а положение — к демонстрации статусности. Выход нашли в подчёркнутом отделении от повседневной роскоши, вынеся ритуал в отдельное строение - Тясицу. Он имел простой вид, но располагался в саду. Посуда выполнялась без изысков, но из дорогих материалов. Даже разговоры следовало вести, затрагивая только определённые темы и в нужном порядке. Таким образом при как бы скромном антураже каждый солидный господин находил способ продемонстрировать своё положение, тонкий вкус и мастерство заваривания. В результате мы получили массу образцов изящного исполнения простых по своей сути чашек, пиал, чайников.


Ещё одно наследие знатных корней — это варианты выбора времени проведения. В сутках выделяли пять периодов: восход, утро, послеобеденное время, вечер и ночь. Естественно, никакой простой смертный не мог позволить себе ломать рабочий график, дабы полюбоваться луной или первыми лучами солнца. А для светских встреч этот напиток куда больше, чем саке. Помимо чайных церемоний, приуроченных к этим интервалам, существует практика специальной службы, которая проводится по важному случаю. Например, визит особого гостя или необходимость формирования правильного настроя перед испытаниями.

Так чайная церемония дошла от монашеских медитаций до нашей современной жизни, подарив возможность выйти из суеты, насладиться красотой и умиротворением, наполниться новыми силами и двигаться дальше.

ВСЕ НОВОСТИ